Обзор «Земский Собор»

Платформы: PC Разработчик: Cyberia Nova Издатель: Cyberia Nova Жанры:

action Adventure

Когда в августе представители студии Cyberia Nova предложили ознакомиться с демоверсией игры «Земский собор» (Zemsky Sobor), я был настроен умеренно позитивно. Потому что прогресс в развитии был заметен невооружённым взглядом.

Если «Смута» представляла из себя потёмкинскую деревню без вменяемого сюжетного каркаса и геймплея, то ко второй игре положение изменилось. Разработчики предложили более компактное приключение, попутно доработав основные механики. Однако у меня сложилось чёткое ощущение, что финальный продукт никто не тестировал.

Начнём с хорошего. «Земский собор» сохраняет главное достоинство «Смуты» — сеттинг России образца начала XVII века, который в играх фигурирует исключительно редко. Более того, атмосферу удалось усилить за счёт более компактного мира. «Смута» предлагала набор полуоткрытых локаций в стиле The Witcher, которые напоминали какие‑то огрызки. Скажем, вместо Нижнего Новгорода предлагалось бегать по какому‑то портовому предбаннику.

В «Земском соборе» основным местом действия выступает один из районов Москвы, который выглядит и ощущается как функциональное поселение. Здесь есть рынок, жилые дома, а по узким улицам бродят люди. Авторы максимально задействовали доступное пространство в основных и побочных заданиях, что также ярко контрастирует со «Смутой».

Город выступает и в качестве хаба. Да, в нём доступно большинство заданий и побочных миссий, но в рамках истории герой периодически выдвигается и в другие места, которые обставлены как линейные уровни с аренами.

Главный герой тоже выделяется в лучшую сторону. Вместо глуповатого гопника Юрия Милославского в центре внимания оказался его соратник — удалой казак Кирша, который травит байки о Земском соборе на привале.

И если в «Смуте» зачастую была непонятна мотивация Юрия, выступавшего в качестве мальчика на побегушках, то причинно‑следственная связь в случае с Киршей получилась более осмысленной. Герой прибыл в Москву на заработки, попутно решив помочь соратникам, но оказался втянут в боярские интриги вокруг выборов нового царя. Свою лепту вносит и возросшее качество как диалогов, так и озвучки.

Нюанс в том, что к Земскому собору «Земский Собор» имеет мало отношения. Да, в истории фигурируют важные персонажи вроде Минина, Пожарского, Воротынского, Мнишек и так далее. Однако всё это происходит опять на фоне, из‑за чего Михаила Романова упоминают только в финальной заставке, хотя его кандидатуру активно продвигали как раз казаки.

Нюанс в том, что к Земскому собору «Земский Собор» имеет мало отношения.

На практике Кирша занимается тем, что срывает планы агентов влияния иностранного государства, а ключевой смысл истории сводится к принципу «Англичанка гадит», который оставил меня в полном недоумении, потому что это выглядит и звучит крайне нелепо и откровенно натянуто в контексте реальной истории. Видимо, задумка заключалась в том, что вся история является вымыслом Кирши, который красуется перед соратниками. Но менее нелепым финал это не делает.

Геймплейная составляющая претерпела переработку в лучшую сторону. Многие нелепые решения отправились на помойку, а боевая система теперь работает. Это довольно простенький экшен с несколькими ударами, блоком, уворотом и возможностью стрельбы из многоствольного пистоля в стиле Assassin’s Creed IV: Black Flag.

Прокачку переработали, убрав коллекционирование бижутерии. Отныне Кирша улучшает свои навыки, выполняя основные и побочные задания. Вариативность последних не особо обширна, но вполне достаточна для такого более камерного приключения.

Обновили и стелс. Герой обучен метать камни для отвлечения внимания или ножи для ликвидации оппонентов. Последние научились патрулировать территорию и обращать внимание на трупы. Впрочем, механика всё ещё выглядит кривовато, ибо противники периодически тупят, а управление реализовано не самым удачным образом. Так, при метании камней и ножей почему‑то используются для прицеливания разные плечи.

В Cyberia Nova решили разнообразить геймплей за счёт QTE. И это самое спорное нововведение. Некоторые мини‑игры выглядят забавно, но принцип задалбывания пробела до поломки сегодня выглядит откровенно устаревшей архаичностью.

Итоговая конструкция «Земского собора» как шестичасового линейного приключения выглядит вполне функциональной и более собранной, чем кашеобразная «Смута». Но, как уже отмечалось выше, игру явно не тестировали должным образом, а финальный проект буквально утопает в багах и детских ошибках по геймдизайну.

базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.

Та же боевая система работает, когда надо ликвидировать парочку бандитов. Но при больших скоплениях противников выясняется, что нажатия кнопок и анимации конфликтуют друг с другом, из‑за чего игра игнорирует ряд действия персонажа, а после быстрого выстрела Кирша становится беззащитным. ИИ настроен таким образом, что он не даёт передышки, а оглушение не является панацеей — особенно когда казак пытается выпить целительное зелье только для того, чтобы мгновенно получить бердышом по голове.

Апофеозом стал первый босс — «Холоп Воротынского», которого я пытался забороть в ночь перед релизом в течение трёх (!!!) часов. Он не столько сложный, сколько поломанный, не давая передышки и игнорируя попытки держать дистанцию. Остальные два босса не лучше. Скажем, второй облачён в красный кафтан, из‑за чего было невозможно распознать, когда он проводил непробиваемые удары с красной аурой. Финальный оппонент на их фоне выглядит даже как‑то просто, хотя проблемы создают два противника с верхатуры с огнестрелом, потому что возможности быстро прицелиться по ним нет никакой.

Багов очень много, причём по традиции начало «Земского собора» выглядит отполированным, но к завершению качество существенно проседает. Во второй половине игры в Москве пропали все схроны зелий, травники отказывались пополнять запасы, а ящики с патронами и ножами не восстанавливались. Попадались сломанные побочные квесты, сбои QTE и полноценные софтлоки. Вишенкой на торте стал кривой геймдизайн, из‑за чего иногда непонятно, что от игрока вообще требуется.

Отдадим разработчикам должное — они реагируют на критику и отзывы. К моменту выхода обзора Cyberia Nova уже выпустила патч, вносящий правки в сражения с первыми двумя боссами. Вопрос в том, почему баги никто не отловил до релиза.

Оптимизация — тоже ахиллесова пята. Визуально игра стала выглядеть значительно лучше, заметна вменяемая работа и с катсценами. Кроме того, тут нет слайдшоу в духе финального боя из «Смуты» при 1-2  FPS. Однако показатель постоянно скачет, а проклятие Unreal  Engine 5 работает в полную силу. Скажем, мне приходилось перезагружать постоянно сейвы, потому что производительность постепенно деградировала, а система виртуальных теней начинала сбоить.

Нельзя отрицать очевидное. «Земский собор» — это шаг в правильном направлении и работа над ошибками, допущенными в «Смуте». За это Cyberia Nova стоит похвалить. За что хвалить студию нельзя — так это за финальное качество продукта, когда обзорщики и игроки выступают тестерами.

Понятно, что ИРИ требует соблюдения жёстких графиков. Но это не делает чести как организации, так и разработчикам, ибо это негативно бьет по итовому восприятию игры, которая могла получиться значительно лучше. 

Источник