Обзор Super Robot Wars Y

Платформы: PS5 Разработчик: Bandai Namco Games Издатель: Bandai Namco Entertainment Жанры:
Strategy jRPG
Так уж повелось, что качественные игры в тематике меха-аниме можно пересчитать по пальцам. А когда дело доходит до кроссоверов, воспринимать их всерьёз и вовсе получается не всегда. К счастью, это не относится к сегодняшнему гостю вечеринки. Франшизе Super Robot Wars уже 34 года, но за пределами Японии выходила лишь часть игр. Super Robot Wars Y от внутренней студии Bandai Namco первой в серии дебютировала одновременно по всему миру.
Super Robot Wars — тактические RPG, в которых десятки героев и роботов из популярных меха-аниме объединяются с оригинальными персонажами в эпичных оригинальных сюжетах.
В центре истории Super Robot Wars Y — Этика Ягами, дочь гениального учёного Тецуро Ягами, которая по результатам избирательной кампании становится полноценным правителем парящего в космосе города-государства. Вы играете роль её телохранителя, приёмного брата или сестры семьи злого гения Цукинова — Кросса или Форте. Разработчики предлагают сделать выбор, который влияет не только на внешность, характер и реплики протагониста в диалогах, но и на набор приёмов управляемого меха. Персонажа, которого вы не выбрали, можно будет открыть позже, в шестой главе игры.
История стартует стремительно. После объявленного межгалактического перемирия на почве раздела территорий и идей господства "избранной" расы вспыхивает новый конфликт. В него оказываются втянуты не только земляне и жители других планет, но и инопланетные расы, демоны и даже древние цивилизации.
Всё дело в том, что учёные находят древние руины, а вместе с ними — механизмы и субстанции, открывающие возможность путешествий во времени и пространстве. Во главе происходящего стоит раса "эволюционеров" — существ, обуздавших разрушительную силу воли, способную воздействовать на любые объекты на огромном расстоянии. К слову, именно этой энергией питается и реактор возглавляемого Ягами города — он же наш космический линкор A. Advent.

Даже прокачка в игре имеет сюжетное объяснение: компьютерная система реактора совершенствуется вместе с героями по мере выигранных сражений. Воля эволюционеров становится катализатором войны — она пробуждает в людях скрытые желания, наделяет их силой, но взамен пожирает эмоции. Сама эта сила имеет персонализированную оболочку и на определённом этапе также вступает в бой.
Как ни удивительно, у студии получился довольно крепкий сюжет — по меркам геройских меха-боевиков. Причём это касается как сквозной истории, связанной с отдельными франшизами, так и личных сюжетных линий протагонистов и антагонистов лицензированных серий.
Истории противостояний со злодеями, личных драм и перепалок с другими обитателями корабля разворачиваются не только в основной кампании, но и в многочисленных сайдквестах. Здесь есть всё: предательства и раскаяние, серая мораль, дружеская конкуренция и внутренние конфликты. Не обойдётся и без жертв, и без подвигов ради семьи.
Скупые мужские слёзы и выкрики фирменных фраз во время ультимативных приёмов в самые драматичные моменты — обеспечены. И да, некоторых злодеев становится даже жаль, что хорошо показывает, насколько авторам удалось уйти от примитивных и плоских образов.
Однако без ложки дёгтя не обошлось. Игра заметно проседает в третьей-четвёртой главах, когда сюжетное продвижение практически замирает и приходится наблюдать скучнейшие школьные дуэли, разборки местных гопников и то, как одна недружественная фракция раз за разом ускользает невредимой, успевая при этом устраивать диверсии нашим героям и их союзникам.
Хотя среди всего этого бедлама всё же происходит несколько важных событий, их вполне можно было уместить в одну компактную главу. К этому моменту игрока уже познакомили с ключевыми действующими лицами и ввели в курс геополитической обстановки. В итоге складывается впечатление, что авторы намеренно растянули продолжительность.

Super Robot Wars Y предлагает некоторую нелинейность в повествовании. Порядок выполнения миссий и вовлечённость в побочные задания напрямую влияют на выбранный путь и, соответственно, список доступных эпизодов. В игре предусмотрены две концовки, необходимость сделать выбор в ключевой главе и ряд секретов, открывающих новых боссов, персонажей и роботов.
Нарратив выстроен так, что сначала вас постепенно знакомят со всеми действующими лицами, а затем они по очереди вступают в бой — либо объединяются в альянсы против вас. Между делом на импровизированной карте мира, отображаемой на экране корабля, предлагают выбирать доступные на данный момент задания.
Все миссии делятся на четыре типа: основные, побочные, бонусные и разговорные. Последние представляют собой диалоги, открывающиеся при достижении определённых условий — например, при получении пилотом звания аса, за что выдаётся награда. В бонусных миссиях можно быстро прокачиваться, а сайдквесты открывают новых роботов и пилотов, очки развития и детали для снаряжения.
Помимо этого, побочные задания щедро снабжают лором и раскрывают персонажей, помогая глубже понять их мотивацию и цели. Диалоги в игре довольно объёмные, в духе визуальных новелл, так что будьте готовы много читать.
Игра рассчитана как на ветеранов серии, так и на новичков, поэтому герои время от времени углубляются в устройство своего мира, местные обычаи и общественную иерархию. Тем, кто не знаком с первоисточниками, это помогает лучше понять природу конфликтов между различными расами и конкретными антагонистами.
Игра рассчитана как на ветеранов серии, так и на новичков, поэтому герои время от времени углубляются в устройство своего мира, местные обычаи и общественную иерархию. Тем, кто не знаком с первоисточниками, это помогает лучше понять природу конфликтов между различными расами и конкретными антагонистами.
Местами проект позволяет пережить эпизоды из отдельных аниме-арок — например, из "Код Гиас: Лелуш воскресший", где вам предстоит сражаться с войсками королевства Зилкстан, а также с королём Шалио и принцессой Шамной, владеющей гиассом. Очевидно, авторы отобрали из разных серий наиболее подходящие по смыслу фрагменты историй. В данном случае ключевую роль играет способность возвращаться в прошлое. При этом цитирование не является прямым, так что ветеранам серии скучать не придётся, а игроки получат в своё распоряжение самых знаковых пилотов и их боевые машины.
Разумеется, физически справляться со всеми обязанностями Этика Ягами не в состоянии, поэтому в её распоряжении оказываются 99 служанок поместья Франбернетт, учительница Аннина, капитан Диккенс и многие другие персонажи, которые присоединяются по ходу игры. Конечно, среди них немало героев из популярных меха-франшиз.
Всего в игре представлен контент из 26 аниме — от "Макросс Дельта" и Mobile Suit Gundam SEED Destiny до "Код Гиас: Восставший Лелуш — Император", Godzilla Singular Point и SSSS.Dynazenon. С пострелизными DLC список расширится ещё сильнее — выпускать их собираются до августа 2026 года.

Без тени сомнения, геймплей — сильнейшая сторона игры. Он делится на стратегическую, так называемую подготовительную часть, и тактическую — непосредственно сражения. Каждый юнит состоит из робота и одного или нескольких пилотов, в зависимости от типа меха и его особенностей.
Всего в игре более 120 мехов. Да, среди них встречаются похожие по внешности и способностям, но большинство роботов всё же уникальны. Для некоторых из них можно немного менять внешний вид отдельных компонентов, а также кастомизировать самих пилотов.
Снаряжение мехов представлено в среднем одним-тремя слотами под детали, которые добываются за выполнение миссий. Эти модули дают не только привычные бонусы к атаке, защите, щитам, передвижению и другим параметрам, но и открывают активные и пассивные умения.
Способности можно получать и через пилотов, но более изощрённым способом: необходимо найти или купить обучающую программу и активировать её в меню персонажа. Это сильно напоминает систему из Front Mission, только здесь вас не ограничивают жёсткие лимиты слотов. Среди умений — снятие штрафов от неблагоприятного ландшафта, игнорирование пенальти к урону против более крупных юнитов, возможность ходить дважды и многое другое.
В итоге вы можете либо полностью нивелировать слабые стороны любимого меха, либо, наоборот, усилить его преимущества до уровня настоящей машины уничтожения.
К сожалению, менять оружие нельзя — оно жёстко привязано к конкретным юнитам. Впрочем, подобрать мех по вкусу всё равно не составит труда. Арсенал варьируется от всевозможных винтовок и гаусс-пушек до гигантских мечей, энергетического оружия, дронов, магических заклинаний, ядерных реакторов, клыков и многого другого. Взрывы планетарного масштаба, безумные кульбиты быстрых роботов и запредельный эпик в анимациях приёмов — всё это здесь в наличии.

Система прокачки объединяет развитие мехов, персонажей и самого корабля. Важный момент — хотя у мехов прокачиваются лишь шесть из десяти параметров, оставшиеся характеристики можно увеличить с помощью деталей и умений. При повышении каждого из шести основных параметров на пять уровней вы получаете на выбор один из шести кастомных бонусов — как прямые улучшения характеристик, так и перки, например возможность перемещаться на одну клетку дальше.
У персонажей повышение характеристик и изучение умений осуществляется через мануалы. Они стоят недёшево, но дают ощутимый прирост, особенно при грамотном сочетании с боевыми баффами. Древо навыков корабля выполнено в виде привычной сетки сфер, разделённой на три ветви. Верхняя отвечает за урон, правая — за защиту, а левая — за различные полезные бонусы вроде снижения стоимости программ в магазине и увеличенных наград. При необходимости потраченные очки можно сбросить — как точечно, так и целыми линиями.
Каждая боевая карта представляет собой поле размером 30×30 или 35×35 клеток, на котором могут сражаться, внимание, до ~80 юнитов одновременно. Это буквально мясорубка "стенка на стенку", так что к активным боям стоит быть готовым сразу.
Поначалу под вашим командованием будут примерно один-два линкора и около десяти боевых мехов, но со временем состав отряда меняется от миссии к миссии и может разрастаться до 20+ юнитов. Иногда происходящее начинает напоминать шахматы: нужно одновременно защищать ключевые фигуры и успеть устранить главного босса или уничтожить всех противников за ограниченное время.

В таких условиях приходится постоянно просчитывать ходы наперёд и держать в запасе активируемые детали или умения, подстраиваясь под ситуацию. Упомянутые линкоры, помимо колоссальной огневой поддержки, способны спасать и чинить покалеченных союзников, а также пополнять боезапас. Да, часть оружия имеет ограниченное число выстрелов, а другое расходует местные очки маны.
Впрочем, всё не так страшно при грамотном микроменеджменте. Помимо линкоров, восполнять ресурсы можно с помощью умений пилотов и системы ассистентов, о которой мы расскажем позже. Каждый герой — а иногда их несколько в одном мехе — обладает от одного до шести активных умений. Они требуют определённого уровня морали и расходуют очки действия, которые частично восстанавливаются каждый ход.
Поэтому важно постоянно решать, что нужнее в данный момент: помочь союзнику или усилить мех для решающей атаки. Что касается морали, она повышается за любые успешные действия в бою и с помощью специальных способностей.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Система ассистентов представлена отдельными персонажами, которые открываются постепенно. Они не являются играбельными, но оказывают косвенную поддержку в бою. В специальном меню можно заранее выбрать, кого взять с собой — от одного до девяти помощников одновременно.
Все ассистенты разделены по типам, обозначенным цветами. Комбинируя разные цвета, можно получать дополнительные бонусы за синергию. Каждого ассистента необходимо прокачивать, а взамен он предоставляет как пассивные, так и активные способности — от баффов и дебаффов до увеличения наград и общего повышения комфорта игры.
В силу специфики проекта, где постоянно происходят ближние стычки, крайне важно грамотно расставлять мехов, чтобы противник не смог вас окружить, задавить числом и лишить возможности для контратаки. Ответный огонь можно вести сразу двумя машинами, стоящими рядом, а также использовать некоторые умения прямо в процессе. Если же силы несопоставимы или мех серьёзно повреждён, лучше выбрать защиту или уклонение.
Боссы и крупные противники требуют особого подхода — полезно внимательно читать их свойства, поскольку они нередко защищены бронёй или щитами. В таком случае разумнее подтянуть меха с подходящими инструментами или задействовать специальные способности. Большинство умений можно применять на любой дистанции, однако у некоторых есть ограничения по радиусу и площади действия.
Отдельную категорию составляют атаки по области. Они доступны ограниченному числу мехов и часто требуют зарядки — если сдвинуться с места, заряд пропадает. Поэтому важно учитывать этот момент и стараться стягивать врагов в одну точку. Есть мехи, способные применять AOE-атаки и после перемещения, но такие умения, как правило, менее мощные или охватывают небольшую площадь.

При всём этом изобилии механик игра предлагает довольно плавную кривую сложности, а при необходимости фарм можно доверить ИИ, включив автобой. Хотя я и не закрыл абсолютно все 100% миссий, мне всё равно удалось прокачать многих мехов до 99 уровня.
На выбор доступно четыре режима сложности, и отличаются они не просто степенью урона или запасом здоровья противников. Меняются размеры наград, количество ресурсов у врагов и союзников, а также возможность использовать баффы на своих юнитах во время вражеской фазы.
В настоящий момент игра активно поддерживается патчами, а в будущем ожидается выход нескольких сюжетных дополнений с новыми миссиями и мехами. Поэтому, возможно, имеет смысл дождаться скидок на делюкс- или ультимативное издание. Впрочем, даже сейчас проект ощущается насыщенным — вместе с доступными DLC он предлагает более 100 миссий.
После завершения сюжетной линии можно продолжить выполнение оставшихся заданий или начать New Game+. Перед стартом разрешается выбрать желаемые опции за накопленные очки — в духе серии Tales of. Помимо переноса ресурсов, здесь можно увеличить лимиты на апгрейды и развитие параметров пилотов.

С графической точки зрения Super Robot Wars Y выглядит спорно. Основные претензии касаются представления сражений, ведь именно в них проходит львиная доля игрового времени. Во-первых, не всем придётся по вкусу стиль Super Deformed. Именно так выглядят модели мехов на тактической карте — упрощённые и "сплющенные" версии роботов с красочных артов из внутренней энциклопедии.
Во-вторых, сам процесс передвижения и вступления в бой подан предельно схематично. Юниты будто плавают по клеткам, накладываясь друг на друга, словно картинки в математической тетради. На фоне предельно пафосных и зрелищных анимаций приёмов, выполненных в индивидуальных стилях разных аниме, закономерно возникает вопрос — почему всего этого нет на самой карте?
Неужели нельзя было хотя бы анимировать модели так, чтобы они эффектно перелетали между клетками, с движущимися элементами и сочной механической анимацией, размахивая гигантским оружием?
Вдобавок, практически на исходе 2025 года играть в проект с таким объёмом текста без полноценной озвучки — уже моветон. Даже несмотря на то, что автор этих строк любит читать, при длительных игровых сессиях это начинает утомлять.
Самое занятное, что в игровой энциклопедии можно послушать реплики сейю многих персонажей. Более того, ближе к финалу сюжета встречается полноценный, душещипательный монолог важного героя с озвучкой. И, как ни странно, во время боевых анимаций пилоты произносят имена боссов, названия приёмов и собственные реплики.

Учитывая почти 35-летнюю историю серии, вполне можно было ожидать полноценную озвучку диалогов. К слову, анимации приёмов при желании можно полностью отключить в настройках, а темп сражений — ускорить вдвое.
Саундтрек аниме-франшиз в Super Robot Wars Y неразрывно связан с общей атмосферой, поэтому игра предлагает подборку культовых композиций. В основном это тематические мелодии и опенинги. При этом в главном меню можно выбрать, какие именно треки будут звучать в те или иные моменты игры.
Более того, Super Robot Wars Y позволяет использовать собственную музыку. Вы можете заранее скачать нужные композиции, записать их на флешку и включить воспроизведение прямо в игре на консоли. Главное — убедиться, что папка называется SRYMUSIC, содержит файлы в формате MP3 и не превышает 900 МБ.
Super Robot Wars Y может понравиться как фанатам аниме про роботов, так и завсегдатаям жанра тактических RPG. Главное — быть готовым крепко пристегнуться и нырнуть в хитросплетения десятков меха-франшиз, переплетённых с оригинальным сценарием от Bandai Namco.
Несколько досадно, что тайтл местами проседает из-за потери динамики повествования, отсутствия полной озвучки и очень простого визуального исполнения. Однако, если вы преодолеете затянутое знакомство, вас ждёт по-настоящему захватывающая тактическая ролевая игра.
Детальный интерфейс, внятное обучение и наглядный микроменеджмент делают Super Robot Wars Y лёгкой в освоении, но глубокой в изучении. Настраивать очередных роботов и одновременно муштровать пилотов невероятно увлекательно — настолько, что "полчасика перед сном" легко превращаются в полуторачасовую сессию.
И если игра вас затянет, вы вряд ли будете об этом жалеть, ведь именно в этот момент любимый мех наконец открывает ультимативный приём с уроном за девять тысяч.













































































Комментарии закрыты.