Поиграли в Victoria 3 и делимся впечатлениями от ожидаемой стратегии

Создатели Victoria 3, объявив дату выхода глобальной стратегии, провели небольшую презентацию и позволили поиграть в раннюю версию игры, чтобы мы могли поделиться своими впечатлениями. Если вы знакомы с глобальными стратегиями шведских разработчиков, известных, помимо Victoria, в том числе по Europa Universalis и Hearts of Iron, в готовящейся игре вы будете чувствовать практически как дома. Давно не играв в Europa Universalis IV, я ожидал, что третья «Виктория» потребует от меня нескольких часов на знакомство с базовыми механиками — но игра оказалась куда дружелюбнее. Так что если вы бы хотели оценить эту стратегию, но вас смущает цифра 3 в названии игры, дайте ей шанс: начните, например, со Швеции, и игра постепенно покажет вам, что нужно делать, чтобы города росли, а люди вас любили. Ну а если же писать чуть подробнее…

Важное уточнение: игра находится на этапе разработки, и отдельные её элементы могут измениться. Начнём с начала: Victoria 3 приветствует игрока меню, в котором вы сами определяете, чего вы хотите достичь. Желаете пройти обучение? Есть несколько подходящих вариантов. Хотите доминировать экономически или завоевать мир? Пожалуйста, вот самые подходящие для этого страны. Или, если пожелаете, можете создать общество своей мечты. В конце концов, есть и просто «песочница», где вам никто не навязывает условия и цели — выбираете любую страну и делайте с ней всё что захотите! При этом акцент делается именно на продвинутой внутренней политике: расширение и экономическая экспансия возможны только в том случае, если власть легитимна, люди не голодают, а радикалы не угрожают очередной революцией. Будет обидно, если во время войны с Османами ваша реформа избирательного права натолкнётся на резкое противодействие землевладельцев, которые не побоятся выйти на улицу… В вашей стране может быть несколько политических сил — групп интересов, заинтересованных в тех или иных реформах и представляющих политически активное население. У каждой такой группы есть определённое влияние, а также уровень отношения к вашему правлению, который даёт небольшие бонусы или негативно влияет на вашу страну. При этом группа вполне может стать революционной — если, как уже говорилось выше, к примеру, вы осуществляете крайне неприятную для них реформу. А в зависимости от партий, находящихся в правительстве, формируется ваша легитимность (на неё также можно повлиять, уменьшая или увеличивая налоги).

Впрочем, изначально у вас есть одна или две сильные группы, которые и так наверняка во власти, так что с легитимностью (если это не задано изначально) проблем быть не должно. Поэтому обращаем внимание на ключевые параметры, расположенные в верхнем левом углу экрана:

  • Бюрократия — показатель, требующийся для обслуживания ваших институтов, торговых путей и т.п. Чем больше уровень бюрократии, тем лучше — как минимум для строительства. Этот уровень можно увеличивать, строя правительственные ведомства.
  • Авторитет — показатель того, насколько ваша власть способна принимать новые указы. К примеру, улучшить инфраструктуру или миграционную привлекательность области. Чем авторитарнее ваша власть, тем больше у неё изначальный авторитет.
  • Влияние — очки, предназначенные для ведения дипломатии: с кем улучшать или портить отношения, с кем заключать союзы и т.п.
  • Деньги — насколько национальные доходы превышают расходы и сколько средств в вашей казне. Если деньги опускаются ниже нуля, откроется кредит — его можно либо увеличивать до определённых пределов (после чего объявить дефолт), либо расплатиться по долгам, либо принять предложение какой-либо страны выплатить долг взамен на обязательство поддержать её, вашего спасителя, в будущем.
  • С одной стороны, да, может случиться и так, что пройдут годы, и это самое обязательство пропадёт, но скорее всего эта страна потребует от вас того, что будет вам ой как не выгодно. Например, войти в таможенный союз, став младшим партнёром. Со всеми вытекающими.

    Экономическая карта (после производственной, политической, дипломатической и военной линз). Таможенный союз Пруссии доминирует в центральной Европе. Ключ к успеху в Victoria 3 — постепенный экономический рост, развитие внутреннего производства и торговли. В каждой провинции вашего государства можно строить те или иные сооружения: от базовых вроде пшеничных полей, животноводческих ферм и лесопилок до производства двигателей или других товаров развитой промышленности. Причём, разумеется, каждое производство требует определённые ресурсы: например, животным нужен корм, так что без зерна фермы просто не будут производить свою продукцию. И чем сложнее производство и чем совершеннее метод получения ресурса, тем большего количества ресурсов это будет требовать. Но и тем выше может быть его эффективность, тем больше будет производиться ресурсов, тем успешнее будет предприятие и тем богаче — люди, там работающие. Плюс увеличение производимого в стране продукта, пользующегося спросом, ведёт к росту налоговых поступлений в казну государства — то есть деньги, вложенные государством в производство, не только обеспечивают лучшую среду и улучшают жизнь людей, но и в итоге приносят куда больший доход спустя некоторое время. К слову, о людях: в отдельных пунктах (на экране слева или в меню провинции) можно увидеть информацию о населении, его достатке, культурах и так далее. Здесь есть всё самое необходимое: от политики (чтобы смотреть, какой закон принимается и какова обстановка в правительстве) и рынка до дневника с заданиями и технологий.

    Этим полям для работы нужны инструменты и удобрения. А дают они зерно и вино. Кроме того, предприятие обеспечивает работой 40 тысяч человек. И раз пошла речь о технологиях: в Victoria 3 есть три ветви развития, улучшающие производство, армию или общественную жизнь (впрочем, в данном случае — не всегда улучшающие). У государств одинаковые ветви, разве что у Китая есть дополнительная технология для более эффективного получения шёлка. Впрочем, изначально страны находятся на разных уровнях развития: к примеру, если где-то скоро появится равноправие, то в другой части света неплохо было бы узнать, что такое демократия. Игрок может исследовать ту или иную технологию целенаправленно, и в то же время на территории страны периодически сами по себе будут распространяться знания, так что порой игра будет радовать вас сообщениями об исследовании того, о чём вы даже и не думали. Также периодически в стране или в мире будут происходить события, требующие вашего решения. Например, партии дискутируют насчёт нового закона, и вы решите, вмешиваться монарху или нет. Или же предстоит решить, какую группу поддержать. В какую сферу вложить свои ресурсы и нужно ли вкладывать вообще.

    Когда близится революция, справа появляется новый показатель. Когда он дойдёт до 100%, произойдёт восстание. Отдельного и важного разговора заслуживает система дипломатии и ведения боевых действий. Прежде всего, у каждой страны есть свои естественные интересы (регион, где находится страна), плюс можно объявлять, какой другой регион входит в вашу сферу влияния (таких регионов может быть и несколько — для этого у страны должен быть высокий престиж и сильный флот). Проявив интерес к региону, можно развивать свои дипломатические связи с местными странами (кроме того, мы можем применять определённые дипломатические действия по отношению к тем, кто заинтересован в нашем регионе), а также принимать участия в местных конфликтах, даже если ты не являешься союзником тех государств. Так, в Victoria 3 есть система «дипломатических игр», позволяющих заявить о своих намерениях, например, заполучить ту или иную область, сделать кого-то своим вассалом или попросту унизить. Соответственно, если другая сторона сопротивляется, в регионе возникает напряжённость, и другие страны с интересами в этой местности могут решить, кого они поддержат или сохранят нейтралитет. Чтобы больше государств было на вашей стороне, можно, например, пообещать им то, чего они хотят.

    И в то же время вам предстоит мобилизовать свою армию. После чего выбрать, на какой фронт отправить генералов (со своими характеристиками), дав им указания атаковать или удерживать позиции. Да, в Victoria 3 вы не будете управлять движением армий на карте с провинциями: изначально, ещё в мирное время, вы занимаетесь созданием инфраструктуры, а непосредственно на войне вы отправляете их на фронт, даёте им те или иные указания, а дальше всё происходит само. Со временем, атакуя, вы меняете линию фронта, захватывая всё новые провинции и продвигаясь к достижению цели. Перед началом игры вы можете настроить, насколько агрессивным будет ИИ, но в целом вести боевые действия абсолютно не обязательно. Можно планировать развитие своей экономики, но понимать: в случае заварушки поблизости цепочки поставок могут быть изменены, и вам потребуется быстро реагировать на ситуацию и смотреть, чтобы предприятия не банкротились, люди не беднели, а поступление денег в казну не сокращалось слишком стремительно.

    Институты государства открываются по мере развития технологий, принятия всё новых законов и изменений в обществе. Создатели Victoria 3 обещают, что каждый игрок сможет наблюдать последствия своих действий на карте стратегии — и это заметно! Вот ты проложил железную дорогу, запустив поезд до местной шахты, а тут постепенно твой городок так вырос, что, кажется, перерос соседние столицы… Играя в Victoria 3, обучившись основам и привыкнув к интерфейсу, ты быстро начинаешь получать удовольствие от процесса, не желая надолго покидать свою страну и искренне беспокоясь за монарха во время очередной кровавой революции, требующей боевых действий на два фронта. И судя по тому, что нам дали опробовать ещё не финальный продукт, будет интересно узнать, какой станет стратегия к 25 октября.

    В разработке